Профилактика табакокурения, алкоголизма, наркомании среди подростков. Здоровый образ жизни

ТАБАКОКУРЕНИЕ
 
Курение — главная угроза здоровью и основная причина смертности россиян. Расчёты, приведённые ведущими российскими учёными и экспертами ВОЗ, показали, что в Мире курят около 1 миллиарда человек, для которых курение является частью образа жизни. В России курят 44 млн взрослых — это 40% населения страны: 62% — мужчины, 22% — женщины. Россиянин выкуривает более 17 сигарет в день.
В последнее время растёт число курящих среди подростков, молодёжи и женщин. Это катастрофическая тенденция приведёт к дальнейшей деградации россиян и росту смертности от рака, сердечно-сосудистых заболеваний. Особенный вред курения для детей и подростков обусловлен физиологией еще незрелого организма.
Человек растет и развивается довольно долго, иногда до 23 лет. Чтобы организм нормально сформировался, все эти годы его клеткам должно поступать нужное количество кислорода и питательных веществ, но ни в коем случае не токсинов — в том числе и из табачного дыма.
Начавшие курить до 15 лет в 5 раз чаще умирают от рака лёгких, чем те, кто начал курить после 25 лет. В 15 лет у каждого российского подростка формируется выраженная табачная зависимость. Такие молодые курильщики, скорее всего, продолжают курить и во взрослом возрасте. Этот факт тревожен ещё и тем, что курение активно распространяется среди девочек-подростков, и эта тенденция способствует тому, что курящих взрослых женщин скоро будет не меньше, чем мужчин.
К сожалению, многие курильщики, даже зная все медицинские аспекты воздействия никотина на организм, обладая достаточно широкой информацией о вреде курения, зачастую не могут отказаться от вредной привычки.
Подросток при курении копирует все детали этого процесса, характерные для того лица, которому он стремится подражать. При негативном отношении родителей к этой патологической привычке ребенок начинает курить тайком в компании сверстников, вдали от взрослых. В процессе курения реализуется стремление подростков к группированию. Чтобы купить сигареты, подросток начинает «выкраивать» деньги из выдаваемых родителями на различные цели (завтраки, кино). Появляется страстное желание с шиком вынуть из кармана пачку в красивой упаковке и броскими этикетками, распечатать, вынуть сигарету, закурить и угостить сверстников. И у большинства подростков на первых этапах курение вызывает неприятные ощущения (кашель, першение в горле, головокружение, тошноту).
Прежде всего от табачного дыма страдает легочная система, разрушаются механизмы защиты легких, и развивается хроническое заболевание — бронхит курильщика. Часть табачных ингредиентов растворяется в слюне и, попадая в желудок, вызывает воспаление слизистой, впоследствии развивающееся в язвенную болезнь желудка или двенадцатиперстной кишки.
Крайне вредно табакокурение сказывается на деятельности сердечно-сосудистой системы и часто приводит к сердечной недостаточности, стенокардии, инфаркту миокарда и другим заболеваниям. Содержащиеся в табачном дыме радиоактивные вещества иногда способны вызвать образование раковых опухолей. Табачный дым вредно влияет не только на курящего, но и на тех, кто находится рядом с ним.
 
Причины привыкания к курению различны. На первых порах это, как правило, подражание, затем в процессе курения вырабатывается стойкий условный рефлекс, и, наконец, главная причина — развитие при длительном табакокурении пристрастие к никотину — одной из разновидностей наркомании. При никотиномании развивается характерная наркоманическая зависимость от табакокурении, имеющая определенные стадии:
·                     исчезновении даже при частом курении различных неприятных ощущений в организме и появления навязчивого труднопреодолимого желания курить, переносимость никотина на этой стадии высокая и доходит до 10-15 сигарет в день, у курильщика появляется чувство якобы повышающейся при курении работоспособности, улучшения самочувствия.
·                     влечение к курению принимает навязчивый характер, при перерыве в курении появляются чувство психического дискомфорта, внутренняя неудовлетворенность, выносливость к никотину повышается, и подросток может выкурить до 20-25 сигарет в день, появляются признаки болезненных нарушений внутренних органов: бронхиты, изменения пульса, колебания артериального давления, появляется расстройство центральной нервной системы в виде нарушений сна, раздражительности;
·                     более тяжелая стадия никотиномании — на этом этапе бросить курить уже довольно трудно, многие пытаются бросить, но вскоре возобновляют курение под влиянием различных причин: уговоры курящей компании, неприятности.
 
Ученые разработали различные инновации, помогающие бросить курить:
·                     программируемый портсигар, раскрывающийся в первую неделю один раз в час, потом — через каждые полтора часа, а затем — соответственно часа через три-четыре, при этом из него удается выудить лишь одну сигарету, но если курильщик попытается заполучить лишнюю сигарету — механизм выходит из строя без всякой возможности дальнейшего ремонта;
·                     зажигалка с табло на жидких кристаллах и блоком логики: цифры на табло показывают количество сигарет, выкуриваемых за день по заданному плану отвыкания и сверх него, сообщается и дневной ритм курильщика, то есть время, прошедшее между двумя выкуренными сигаретами с надписью: «Не спеши!»
·                     зажигалка со встроенным миниатюрным устройством при каждом прикуривании исполняет несколько тактов траурного марша;
·                     пепельница с вмонтированным звуковым устройством: когда курильщик тушит сигарету, раздается натужный кашель с хрипом и бульканьем как у больного бронхиальной астмой;
·                     пластыри;
·                     жевательные резинки;
·                     конфеты.
Никотин в форме сигарет — наиболее распространённое (наряду с алкоголем) психоактивное вещество.
Ситуация в нашей стране неблагоприятная, число курильщиков не только растет, но активно и молодеет.
Увлечение курением, как и другими вредными привычками и занятиями, ослабевает, если у школьника правильно организован досуг, исключено безделье, он увлекается искусством, наукой, спортом и постоянно обогащается духовно, интеллектуально, физически.
 
 
 
АЛКГОГЛИЗМ
 
 
Алкоголь – это внутриклеточный яд, который разрушает жизненно важные органы человека – печень, сердце, мозг. 100 граммов водки убивают 7,5 клеток головного мозга, 30% всех преступлений совершаются в состоянии опьянения. Пьяница в семье - это горе в первую очередь детям. Алкоголь особенно вреден для растущего организма и «взрослые» дозы для детей могут стать смертельными или привести к инвалидности. К сожалению, проблема употребления алкоголя подростками до сих пор не теряет своей актуальности. Всем известно о вреде алкоголя для подростков, но мы до сих пор продолжаем игнорировать то, что несовершеннолетние пьют прямо на наших глазах, абсолютно ничего не стесняясь и не опасаясь.
Алкоголизм у подростков - довольно часто встречающееся явление, которое обычно начинает развиваться  в 13-15 лет, реже в более раннем возрасте (детский алкоголизм). Чаще употребление начинается с легких алкогольных напитков в кругу друзей, и даже в кругу семьи. По данным статистики каждый третий младший школьник уже знаком с алкоголем. Почти 40% из них впервые попробовали спиртное в 7 лет, около 5% - в 8 лет, а 15% - ещё в дошкольном возрасте; примерно 25% подростков не считают пиво алкогольным напитком. Каждый третий подросток в возрасте 12 лет употребляет алкоголь, а в возрасте 13 лет – двое из каждых трёх. Главным фактором является то, что детей «угощали» алкоголем отец, дедушка или кто-то из родственников.
 
Что толкает подростков к алкоголю:
· подражательство «взрослому» поведению;
· желание казаться брутальным, крутым, бравым в компании друзей;
· любопытство, подростковость – это возраст экспериментов;
· чувство «стадности», неумение сказать «нет» в компании.
 
Подростки и алкоголь несовместимы: несовершеннолетний из-за употребления спиртных напитков может начать отставать не только в физическом, но и в психическом развитии. Меняется привычное мировоззрение, родители перестают быть авторитетами и кажутся кем-то вроде врагов, от которых добра ждать не стоит. Также успеваемость в учёбе резко снижается, и появляется апатия к происходящему вокруг.  Воздействие алкоголя на организм подростка пагубно и может привести к непредсказуемым результатам.
Вот некоторые из нарушений, которые ждут подростка употребляющего спиртное:
· Наблюдаются сбои в работе желудочно-кишечного тракта;
· Характерно повреждение печени, развитие гепатита, цирроза печени;
· Нарушения в работе поджелудочной железы (панкреатит, перитонит);
· Нарушение деятельности сердечно-сосудистой системы (тахикардия, проблемы с артериальным давлением и др.);
· Развиваются воспалительные заболевания почек и мочевыводящих путей (уретрит, цистит, пиелонефрит);
· Появление различных воспалительных заболеваний в лёгких, бронхах, гортани, носоглотке (хронический бронхит, бронхоэктатическая болезнь, пневмосклероз, туберкулёз лёгких);
· Снижение иммунной защиты организма, что ведёт к повышенной восприимчивости к инфекционным заболеваниям;
· Алкоголь наносит непоправимый вред эндокринной системе подростка;
· Возможное развитие и очень сложное протекание сахарного диабета;
· Изменение состава крови, анемия и т.д.
 
Пиком употребления алкоголя у лиц, не страдающих алкоголизмом, является молодой возраст от 18 до 30 лет. Для многих это период наступившей «взрослости», самостоятельности, и в то же время еще не наступившей обремененности семьей, карьерой и проблемами со здоровьем. В этом возрасте активно проводится время в барах, дискотеках и различных тусовках.
Что толкает молодежь к алкоголю? Период экспериментов закончился, а употребление алкоголя переходит в личную привычку и семейную (дружескую) традицию. Посещение дискотеки без «подкрепительного» непривычно, свидание без «раскрепительного» неэффективно. Зачастую алкоголь выполняет роль антидепрессанта при конфликтах в семье и на работе, для снятия стресса и усталости. Таким образом, человек не замечает, как привычка постепенно перерастает в зависимость.
 
Чтобы уберечь ребёнка от раннего приобщения к алкоголю и развитию алкогольной зависимости необходимо:
1. Общение.
Отсутствие общения с мудрыми родителями и педагогами заставляет детей обращаться к другим людям, которые могли бы с ним поговорить.
2. Внимание.
Умение слушать означает:
- быть внимательным к ребёнку;
- выслушивать его точку зрения;
- уделять внимание взглядам и чувствам ребёнка, не споря с ним.
Не надо настаивать, чтобы выслушивал и принимал ваши представления о чём-либо. Важно знать, чем именно занят ваш ребёнок.
3. Способность поставить себя на место ребёнка.
Подростку часто кажется, что его проблемы никто и никогда не переживал. Было бы неплохо показать, что вы осознаете, насколько ему сложно. Договоритесь, что он может обратиться к вам в любой момент, когда ему это действительно необходимо. Главное, чтобы ребёнок чувствовал, что вам всегда интересно, что с ним происходит.
4. Организация досуга.
Очень важно, когда родители умеют вместе заниматься спортом, музыкой, рисованием или иным способом устраивать с ребёнком совместный досуг или вашу совместную деятельность. Для ребёнка важно иметь интересы, которые будут самым действенным средством защиты от алкоголя.
5. Знание круга общения.
Очень часто ребёнок впервые пробует алкоголь в кругу друзей (сильное давление со стороны друзей). Именно от окружения во многом зависит поведение детей, их отношение к старшим, к своим обязанностям и т.д.
6. Помните, что ваш ребёнок уникален.
Любой ребёнок хочет чувствовать себя значимым, особенным и нужным. Когда ребёнок чувствует, что достиг чего-то, и вы радуетесь его достижениям, повышается уровень его самооценки. А это, в свою очередь, заставляет ребёнка заниматься более полезными и важными делами, чем употребление алкоголя.
7. Родительский пример.
Употребление взрослыми алкоголя и декларируемый запрет на него детей даёт повод к обвинению в неискренности, в «двойной морали».
Ребенок с младенческих лет на подсознательном уровне впитывает модель поведения в семье и обществе. Если он постоянно видит отца тянущего пиво, бывает свидетелем семейных гулянок, часто видит родителей пьяными – такая жизнь является для него нормой. Маловероятно, что он будет адекватно воспринимать лекции о вреде алкоголя. Кроме социальной значимости семейный алкоголизм несет и генетический риск развития болезни. Ведь у пьющих семей из поколения в поколение передаются гены, отвечающие за быстрый метаболизм алкоголя. Что на 25% повышает риск развития зависимости у ребенка, даже если он будет расти в благополучной среде. Нередко у пьянствующей матери ребенок привыкает к алкоголю еще с внутриутробного периода и кормления грудью. По статистике если 1 родитель страдает алкоголизмом, риск развития зависимости у ребенка на 30–40% выше, чем в среднем в популяции. А если оба родителя пьянствуют, частота алкоголизма у детей в 3 раза выше, и течение его более злокачественное.
 
---------------------------------------------------------------------------------------------------
Необходимо помнить, что есть обстоятельства, способствующие употреблению алкоголя – факторы риска. Обстоятельства, снижающие риск употребления алкоголя - факторы защиты.
Факторы риска для подростков:
· Популяризация алкогольных напитков в кино, на телевидении, в рекламных изданиях.
· Притязание на взрослость (приём алкоголя представляется признаком самостоятельности, взросления, мужества).
· Алкогольное окружение (родители, сверстники и посторонние лица).
· Примеры сверстников, поиски дворовых компаний с распитием спиртных напитков.
· Развитие под влиянием опеки родителей безволия, зависимости, безответственности, неподготовленности к жизни внешне благополучных детей, боящихся преодолевать трудности, быстро поддающихся дурным влияниям.
· Особенности личности подростка, связанные с мозговой недостаточностью из-за неблагополучно протекавшей беременности, родовыми и черепно-мозговыми травмами с задержкой физического и психического развития.
· Раннее начало половой жизни.
· Частые конфликты в семье, низкий уровень доходов в семье.
· Плохая успеваемость в школе, нежелание учиться.
· Проблемы при общении с родственниками, сверстниками.
 
Факторы защиты для подростков
· Благополучие в семье, сплочённость членов семьи, хорошее воспитание, отсутствие конфликтов в семье.
· Высокий уровень интеллекта, физическое и психическое здоровье, устойчивость к стрессам.
· Хороший уровень достатка в семье и обеспеченность жильём.
· Регулярное медицинское наблюдение.
· Низкий уровень криминализации в населённом пункте.
· Высокая самооценка, способность эффективно решать возникшие проблемы, устойчивость к давлению, умение контролировать свои эмоции и своё поведение.
· Соблюдение общественных норм.
 
 
НАРКОМАНИЯ
 
Наркомания – зависимость от какого-либо наркотического препарата. Возникает в результате регулярного употребления психоактивного вещества естественного или искусственного происхождения. Является важнейшей медицинской и социальной проблемой современности. Каждый год на черном рынке появляются новые, все более агрессивные наркотики, стремительно разрушающие душу и тело пациентов. Наркомании подвержены в основном подростки и молодые люди, которые вместо учебы, построения карьеры и создания семей тратят свою жизнь на поиск и прием психоактивных веществ.
Наркомания значительно снижает продолжительность жизни, вызывает моральную, нравственную и интеллектуальную деградацию. Пациенты, страдающие наркоманией, проявляют высокую криминальную активность, обусловленную изменением сознания в состоянии интоксикации и попытками раздобыть деньги на новую дозу. Инъекционные формы наркомании сопряжены с риском распространения опасных инфекционных заболеваний: вирусного гепатита, сифилиса и ВИЧ. Лечение наркоманий осуществляют специалисты в области наркологии.
Наркотической зависимостью называется заболевание с патологическим влечением к запрещённым средствам. Мысли человека направлены исключительно на то, где добыть наркотик, как употребить его, получить приятные ощущения без какого-либо дискомфорта. При этом в ход идут все средства: насилие, кража, убийство. Моральных норм не существует, поскольку наркоман подчинён единственному стремлению — получить желаемое. Даже истощение не помеха эгоцентричности и приближающейся гибели.
Интересы наркомана начинают быть связаны исключительно с добычей и приёмом наркотических средств, а круг общения составляют главным образом антисоциальные лица. Наркоманы со стажем, как правило, не скованы семейными узами. От них отворачиваются друзья, они очень проблемны и не несут пользы окружающим людям. Мероприятия по профилактике наркомании должны не просто избавлять человека от тяги к разрушающим веществам, но и возвращать его в реальную жизнь, позволять успешно работать, строить семью и адаптироваться в обществе.
Причины наркомании
Выделяют три группы причин развития наркомании: физиологические, психологические и социальные.
Наукой доказано, что предрасположенность к зависимости передается по наследству. Таким образом, если один из ваших родителей страдал от алкоголизма или наркомании, то у вас гораздо больше шансов стать зависимым, чем у такого же человека, чьи родители не употребляли наркотики и алкоголь. Генетическая предрасположенность является одной из доказанных наукой причиной наркомании.
Разумеется, плохая наследственность не означает, что ни в чем неповинный малыш обязательно вырастет наркоманом. Однако, дети наркозависимых и алкоголиков находятся в группе риска. Родители должны быть внимательны вдвойне и принимать активное участие в жизнедеятельности своего чада, если в роду были зависимые. Часто причиной наркомании может послужить травма из детства. Например, сексуальное или физическое насилие, что в дальнейшем без должной психологической помощи обязательно приведет к постоянному беспокойству, стрессам, депрессиям и апатии. Даже недостаток внимания со стороны родителей может стать причиной проявления тех же симптомов, которые в дальнейшем подросток будет пытаться преодолеть с помощью наркотических веществ. Вот еще ряд возможных причин, которые приводят к психологическому дискомфорту как детей, так и взрослых:
·                     Чрезмерная опека ребенка;
·                     Насилие в семье;
·                     Неудовлетворенность жизнью;
·                     Внутренние конфликты;
·                     Отсутствие интересов, хобби;
·                     Одиночество;
·                     Заниженная самооценка;
·                     Скука.
Даже с огромной массой нерешенных внутренних проблем и «плохой» наследственностью человек на протяжении всей жизни может ни единого раза не попробовать наркотики и даже алкоголь. Во многом это будет зависеть от общества, непосредственного окружения и близких людей. К примеру попадание подростка в плохую компанию, где наркотики являются неотъемлемой частью жизненной философии, приведет к тому, что подросток с незащищенной психикой начнет употреблять наркотические вещества, чтобы не выделяться на общем фоне.
К сожалению, далеко не все родители интересуются жизнью своих детей, чтобы своевременно выявить и отреагировать на происходящие изменения.
Стадии наркомании
На первой стадии употребление наркотиков из эпизодического постепенно превращается в регулярное. Эйфорические эффекты при приеме привычной дозы становятся менее выраженными, доза препарата неуклонно возрастает (при некоторых наркоманиях – в 100 и более раз). Однако физическая зависимость пока отсутствует, поэтому пациент считает, что полностью управляет ситуацией. Больной наркоманией достаточно легко переносит отсутствие наркотика, к продолжению употребления его подталкивает как потребность в приятных ощущениях, так и подспудно нарастающее ощущение дискомфорта, появляющееся через несколько дней после прекращения приема психоактивного вещества.
Вторая стадия наркомании сопровождается развитием физической зависимости. Толерантность перестает возрастать или возрастает не так активно, как раньше. Употребление наркотика становится систематическим, временные интервалы между приемами постепенно уменьшаются. При прекращении употребления у больных наркоманией развивается абстинентный синдром. В период интоксикации возбуждение становится менее выраженным, преобладает тонизирующий эффект. Возникают характерные для наркомании нарушения деятельности различных органов и систем. Полностью меняется система приоритетов, все интересы пациента сосредотачиваются вокруг поиска новой дозы и приема наркотика.
Третья стадия наркомании проявляется необратимыми психическими и физическими изменениями. Снижается восприимчивость, пациент больше не может употреблять наркотик в прежних дозах. Больной наркоманией не способен нормально функционировать без приема психоактивного вещества. Теперь целью употребления становится не эйфория, а возможность поддерживать достаточный уровень жизненной активности. Личные и социальные связи разрушены. Выявляются серьезные нарушения деятельности внутренних органов, психическая и интеллектуальная деградация.
 
 
Дорогие родители! Уделите своему ребёнку больше времени!
Есть по этому поводу хорошая притча:
«Однажды сын спросил отца, сколько он зарабатывает в час? Отец ответил - «500 рублей» В день рождения сына отец спросил «Чего бы ты хотел в подарок?» Подари мне пожалуйста 500 рублей для того, чтобы я мог купить 1 час твоего времени».
Будьте внимательны к своим детям, вникайте, хоть ненадолго, в их проблемы, трудности, и они будут Вам благодарны и не пойдут за советом на улицу к «авторитетному» дяде, а больше времени будут проводить с Вами.
Отсутствие психологических травм, дружелюбные, доверительные отношения, понимание между родителями и детьми, значительно снижают риск увлечения ребенка наркотическими веществами.
 
Что нужно делать, чтобы обезопасить своих детей?
·                     Внимательно изучите тему наркомании, виды психотропных веществ, их влияние на поведение и организм человека, последствия. Эта информация поможет вам выявить проблему на начальном этапе и принять своевременные меры по спасению вашего ребенка.
·                     Научите своих детей открыто говорить с вами, делиться своими переживаниями, успехами и достижениями. Дайте им свободу в поиске того, что им действительно нравится. Возможно, любимое увлечение или хобби в последующем станет его профессией.
·                     Внимательно изучайте круг общения ребенка, его друзей. Разрешайте проводить им время в вашем доме. Когда дети находятся на виду, намного легче уловить смену их интересов, настроений и своевременно принять меры.
·                     Подпишитесь на страничку сына или дочери Вконтакте, Инстаграме, Фейсбуке. Следите за его новостной лентой, изучайте личную информацию в профиле, сферы его интересов и увлечений, определите его ближайший круг друзей. Не навязывайтесь, не комментируйте посты – просто наблюдайте со стороны.
·                     Следите за своим поведением и манерой общения. Если вы обладаете вредными привычками, курите или нецензурно выражаетесь, покажите на собственном примере, как вы от них избавляетесь. Тем самым вы укрепите свой авторитет и уважение в глазах ребенка, докажите, что достигли поставленной цели, хоть это и было тяжело. Дети, которые растут в семьях, где не боятся говорить о серьезных проблемах и их последствиях, доверяют свои переживания, поддерживают друг друга и радуются каждому, пусть и незначительному, успеху, редко попадают в зону риска.
 
 
ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ
 
Здоровый образ жизни можно рассматривать как вид жизнедеятельности, способствующий укреплению здоровья и его сохранению.
Здоровый образ жизни объединяет все, что способствует выполнению человеком профессиональных, общественных и бытовых функций в оптимальных для здоровья условиях и выражает ориентированность личности в направлении формирования, сохранения и укрепления как индивидуального, так и общественного здоровья.
Здоровый образ жизни – активность людей, направленная на сохранение и улучшение здоровья. Образ жизни человека и семьи не складывается сам по себе в зависимости от обстоятельств, а формируется в течение жизни целенаправленно и постоянно.
Противоположная позиция характеризует нездоровый образ жизни, связанный с дискомфортом, накоплением отрицательных эмоций и факторов, которые рано или поздно бумерангом отразятся на нервно-психологическом статусе как первой ступеньке начала каких-то симптомов заболевания организма.
В законе РФ «Об образовании» (ст. 2) среди принципов государственной политики в области образования первоочередным назван принцип гуманистического характера образования, приоритета общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. В ст. 51 «Охрана здоровья обучающихся, воспитанников» определено, что образовательные учреждения создают условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников. Учебная нагрузка, режим занятий обучающихся, воспитанников определяется уставом образовательного учреждения на основе рекомендаций, согласованных с органами здравоохранения».
Результативность лечебной и физкультурно-оздоровительной работы в детском возрасте актуальна еще и в связи с тем, что в этот период возможно выработать методами валеологического воспитания и обучения устойчивую мотивацию на здоровье и сформулировать практические навыки ведения здорового образа жизни человека в соответствии со стереотипом и моделью его поведения, заложенными в раннем детстве.
Даже временное статическое напряжение отрицательно действует на микроциркуляцию и гемодинамику, снижая подвижность нервных процессов и нарушая регуляцию вегетативных функций. Ограниченная мышечная деятельность не только задерживает развитие организма, ухудшает здоровье, но и приводит к тому, что на последующих возрастных этапах школьник с трудом осваивает или не может овладеть теми или иными жизненно необходимыми двигательными навыками. Исследования отечественных и зарубежных авторов свидетельствуют, что низкая двигательная активность школьников, длительные статические нагрузки приводят к развитию у них различных заболеваний: нарушению функций сердечно-сосудистой, дыхательной, зрительной систем; возникновению искривлений позвоночного столба, ожирению и снижению умственной работоспособности.
Целенаправленная физическая культура, реализуемая как через государственные, так и через самодеятельные структуры, может компенсировать дефицит двигательной активности. Поскольку движение является одной из самых насущных потребностей организма, одним из важнейших компонентов здорового образа жизни, формирование мотивации к двигательной активности является важнейшей задачей валеологического образования и воспитания. физическое воспитание – это составляющая часть воспитания подрастающего поколения. Уникальным образом физическое воспитание способствует усвоению знаний, пониманию сущности и выработке положительного отношения к двигательной активности.
Младший школьный возраст является одним из наиболее ответственных периодов жизни человека в формировании личности. Известно, что 40 % психических и физиологических заболеваний взрослых закладываются в детском возрасте. Именно поэтому школьное воспитание должно формировать уровень здоровья ребенка и фундамент физической культуры будущего взрослого человека.
В основе формирования здорового образа жизни лежат такие его составляющие как научные знания, медико-профилактические меры, рациональный режим дня, труда и отдыха, двигательная активность, правильно организованное питание и отсутствие вредных привычек.
Для младших школьников соблюдение режима дня имеет особое значение. С одной стороны, их нервная система еще далеко не зрелая и предел истощаемости нервных клеток довольно низок, а с другой стороны — новые условия жизни, необходимость адаптации к нелегким для организма ребенка физическим и психическим нагрузкам, связанным с систематическим обучением, ломка старых стереотипов поведения и деятельности и создание новых предъявляют повышенные требования ко всем физиологическим системам. Основными компонентами режима являются следующие: сон, пребывание на свежем воздухе (прогулки, подвижные игры, занятия физкультурой и спортом), учебная деятельность в школе и дома, отдых по собственному выбору (свободное время), прием пищи, личная гигиена.
Таким образом, ведущими факторами, формирующими здоровый образ жизни и способствующими укреплению здоровья подростков, являются рационально организованный режим дня, сбалансированное питание, оптимальный двигательный режим, занятия по физической культуре на открытом воздухе, закаливающие процедуры, соответствующие возрасту ребенка, регулярное качественное медицинское обслуживание, благоприятные гигиенические и санитарно-бытовые условия, а также пример семьи и педагогов.